07.05.2024 14:04
Аналитика.
Просмотров всего: 7580; сегодня: 4.

Размер возмещения по ОСАГО мототранспорта составил 258 834 рубля

Размер возмещения по ОСАГО мототранспорта составил 258 834 рубля

Средний размер возмещения по полису ОСАГО мототранспорта в 2023 году составил 93,6 тыс. рублей. Это на 6% больше, чем по страховкам владельцев обычных легковых авто, подсчитал Банк России.

Величина компенсации ущерба, нанесенного имуществу потерпевших, по полисам мотоциклистов на 1% превысила показатель по страховкам легковушек. В то же время выплаты, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, были выше на 29%. Их размер в среднем составил 258 834 рубля. Это объясняется более серьезными последствиями для пострадавших по вине мотоциклистов (прежде всего, пассажиров самих мотоциклов, а также пешеходов). Причем такие выплаты по полисам мотоциклистов назначались в 2,4 раза чаще, чем по страховкам обычных автовладельцев.

Полис ОСАГО мототранспорта в прошлом году в среднем стоил 2,2 тыс. рублей и был в 3,3 раза дешевле полиса обычной автогражданки.

При этом за 2023 год оформлено 357 тыс. таких полисов, что в 6,4 раза меньше числа официально зарегистрированных мотоциклов. Больше всего договоров заключили мотоциклисты Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга. На эти регионы суммарно приходится 33,8% полисов ОСАГО мототранспорта.

Банк России впервые публикует углубленную статистику по ОСАГО для мотоциклов.

Обзор показателей страхования ОСАГО мототранспорта 

Информация представлена по данным автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков по состоянию на 29.02.2024, если не указано иное.

Основные факты

1. В 2023 году было оформлено 357 тыс. полисов ОСАГО Мотоциклы, из которых 351 тыс. — с физическими лицами и 6 тыс. — с юридическими. Это в 6,4 раза меньше числа официально зарегистрированных мотоциклов (по данным ГИБДД их насчитывается примерно 2,3 млн). Средняя стоимость полиса ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей, что в 3,3 раза ниже средней цены полиса ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси), то есть для обычных автовладельцев.

2. Размер средней выплаты по страховому случаю, произведенной в 2023 году, составил 93 574 рубля (+12,5% к 2022 году), при этом средняя выплата за вред, причиненный имуществу, была равна 86 350 рублей; за вред, причиненный жизни и здоровью, — 258 834 рубля.

3. Согласно данным об урегулированных в 2023 году убытках, размер средней выплаты по страховому случаю по полисам ОСАГО Мотоциклы выше на 6%, чем по ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси). Возмещения по страховым случаям с причинением вреда жизни и здоровью в мототранспорте встречались в 2,4 раза чаще в сравнении с полисами ОСАГО обычных автовладельцев. Более того, страховое возмещение по таким страховым событиям в среднем оказывалось выше на 29% (прежде всего из-за более серьезных последствий для жизни и здоровья пострадавших пассажиров мотоциклов и пешеходов). В то же время средняя выплата за вред, причиненный имуществу, по полисам ОСАГО Мотоциклы была только на 1% выше, чем по полисам ОСАГО обычных автовладельцев.

4. Договоры, заключенные в 2022 году, закончили свое действие, значительная часть убытков по ним уже урегулирована. По таким полисам возможно рассмотреть статистику страховых случаев: частота страховых случаев по договорам ОСАГО Мотоциклы в 3,7 раза ниже (с учетом сезонности использования мотоциклов), чем по полисам ОСАГО обычных автовладельцев.

5. До 2023 года, помимо страховых выплат потерпевшим по полисам ОСАГО Мотоциклы, страховщики покрывали за счет собственных средств значительные дополнительные расходы, возникающие в процессе прямого возмещения убытков. Совокупная величина страховых выплат и дополнительных расходов значительно превышала величину страховых премий в 2018 — 2019 годах, а в 2020 — 2021 годах составляла порядка 85% собираемых премий. Произошедшее в конце 2022 года изменение системы урегулирования убытков значительно снизило размер таких дополнительных расходов.

6. С 2022 года действует перестраховочный пул, в котором каждый страховщик ОСАГО может перестраховать свои риски по потенциально убыточным договорам (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска). Возникающие по переданным в пул договорам убытки покрываются за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. В перестраховочный пул передается 25,6% договоров ОСАГО Мотоциклы, что в 3,1 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси).

Количество полисов и средняя премия

Количество полисов ОСАГО Мотоциклы составляет порядка 1% от общего количества полисов ОСАГО. Подавляющее большинство полисов ОСАГО Мотоциклы заключаются с физическими лицами.

Средняя премия по полису ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей (+568 рублей к 2022 году), по полисам с физическими лицами — 2177 рублей (+561 рубль к 2022 году), с юридическими лицами — 4150 рублей (+941 рубль к 2022 году).

Мототранспорт зачастую используется сезонно, в большей степени в летнее время, тем не менее более трех четвертей мотоциклистов (78,6%) в 2023 году оформили страховой полис ОСАГО Мотоциклы на весь год.

Таблица 1. Показатели ОСАГО Мотоциклы по периодам использования в Российской Федерации за 2023 год

Периоды использования

Количество полисов, тыс. шт.

Доля по количеству полисов, %

Средняя премия, руб.

До 3 месяцев

3

0,8

1 286

3 месяца

16

4,5

1 498

От 4 до 5 месяцев

10

2,8

1 741

6 месяцев

38

10,8

1 908

От 7 до 11 месяцев

9

2,6

2 185

12 месяцев

280

78,6

2 319

Общий итог

357

100,0

2 210

Региональная структура

Наибольшее количество договоров ОСАГО Мотоциклы заключается в Москве (17,2%) и Московской области (11,0%), далее идет Санкт-Петербург (5,6%). Доля каждого из остальных регионов не превышает 5%.

Частота аварий, происходящих по вине водителей мототранспорта

Частота страховых случаев (отношение количества страховых случаев по договорам, заключенным в определенный год, к количеству таких договоров) по договорам ОСАГО Мотоциклы в 3,7 раза ниже с учетом сезонного использования мотоциклов, чем для самых распространенных полисов ОСАГО — легковых транспортных средств физических лиц (не такси).

Таблица 2. Частота страховых случаев с учетом периода использования ОСАГО Мотоциклы по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах

Количество лиц, допущенных к управлению

Доля по количеству заключенных договоров, %

 

Частота страховых случаев по году заключения, %

 

 

2022

2021

2022

2021

Физические лица

98,4

98,6

1,1

1,3

«Мультидрайв»

2,7

5,3

2,0

1,6

1

84,8

84,4

1,1

1,3

2

10,7

8,8

1,0

1,0

3+

1,9

1,5

1,1

0,8

Юридические лица

1,6

1,4

0,5

0,7

«Мультидрайв»

95,5

98,5

0,5

0,7

Другие

4,5

1,5

1,5

0,0

Всего

100

100

1,1

1,3

Большинство договоров ОСАГО Мотоциклы физических лиц (65,6% полисов, оформленных в 2022 году) заключается с опытными (стаж от 10 лет) водителями в возрасте от 30 лет и старше. Эти договоры характеризуются наименьшей частотой страховых случаев среди полисов ОСАГО Мотоциклы (в 3 раза меньше страховых случаев в 2022 году, чем у молодых и неопытных). В 2022 году структура ОСАГО Мотоциклы по возрасту и стажу претерпела небольшие изменения, в том числе из-за распределения по возрастным группам мотоциклистов, которые вместо более дорогих полисов мультидрайв стали оформлять страховки с ограниченным числом лиц, допущенных к управлению мотоциклом.

Таблица 3. Частота страховых случаев с учетом периода использования ОСАГО Мотоциклы физических лиц в разрезе возраста и стажа водителей по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах

Стаж

Возраст

Доля по количеству заключенных договоров, %

Частота страховых случаев, %

2022

2021

2022

2021

«Мультидрайв»

2,70

5,30

2,00

1,60

До 2 лет

до 29 лет

3,30

2,80

2,90

2,80

от 30 до 49 лет

7,80

5,70

1,40

1,60

от 50 лет

0,60

0,50

0,90

0,90

От 3 до 9 лет

до 29 лет

4,50

4,30

1,50

1,90

от 30 до 49 лет

12,20

9,70

1,20

1,00

от 50 лет

2,00

1,90

0,60

0,80

От 10 лет 

до 29 лет

1,30

1,20

1,30

1,10

от 30 до 49 лет

39,00

34,80

0,80

0,90

от 50 лет 

26,60

33,80

1,20

1,60

Всего физических лиц

100

100

1,10

1,30

Величина страховой премии по ОСАГО мототранспорта

Средняя стоимость полиса ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей (на 568 рублей больше, чем в 2022 году). Это в 3,3 раза ниже величины средней страховой премии по ОСАГО для обычных автовладельцев.

В то же время, страховая премия по ОСАГО Мотоциклы существенно зависит от региона (таблица 4) и периода использования мотоцикла (таблица 1).

Таблица 4. Распределение размера премии ОСАГО Мотоциклы, рублей по договорам, заключенным в 2023 году

Тип страхователя / федеральный округ (ФО)

 

 

Диапазон премии, тыс. руб. / доля полисов, %

 

 

 

 

(0; 1]

(1; 2]

(2; 3]

(3,;4]

(4; 5]

(5; ∞)

Страхователь — физическое лицо

11

52

21

9

3

5

Дальневосточный ФО

19

53

16

5

3

4

Приволжский ФО

14

53

19

7

3

4

Северо-Западный ФО

9

49

24

9

3

5

Северо-Кавказский ФО

19

58

13

3

2

5

Сибирский ФО

20

51

16

6

3

4

Уральский ФО

11

56

19

8

3

4

Центральный ФО

7

50

23

11

3

5

Южный ФО

12

55

18

6

3

6

Страхователь — юридическое лицо

16

10

13

12

12

37

Убыточность полисов

В таблицах ниже представлена информация об отношении выплат к премиям по ОСАГО Мотоциклы. До 2023 года, помимо страховых выплат потерпевшим по полисам ОСАГО Мотоциклы, страховщики за счет собственных средств покрывали дополнительные расходы на прямое возмещение убытков — в среднем 35% от страховых выплат. Произошедшее в конце 2022 года изменение системы урегулирования убытков значительно снизило размер таких дополнительных расходов, влияющих на общий размер убытков страховщиков.

По полисам, оформленным в 2022 году, основная часть убытков уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. Выплаты по ним составляют 47% собранных премий, при этом еще не все убытки урегулированы.

Таблица 5. Премии и выплаты по полисам ОСАГО Мотоциклы

Год заключения договора

Количество оплаченных убытков, ед.

Страховая премия, млн руб.

Сумма выплат, млн руб.

Отношение выплат к премиям, %

Дополнительные расходы на урегулирование убытков, млн руб.

Отношение выплат с учетом дополнительных расходов к премиям, %

2018

4 374

352

340

96

157

141

2019

4 317

367

331

90

131

126

2020

3 280

415

252

61

103

86

2021

3 990

494

314

64

100

84

2022

3 211

589

279

47

51

56

2023

2 129

788

184

23

1

24

Отношение выплат к премиям значительно варьируется по федеральным округам Российской Федерации. Наибольшее значение отношения выплат к премиям наблюдается в Дальневосточном федеральном округе (156%). Это в значительной мере связано с повышенным уровнем риска недобросовестных действий в этом субъекте Российской Федерации и низкими значениями регионального коэффициента, учитываемого при расчете стоимости полиса, из-за чего собираемых премий недостаточно для покрытия выплачиваемых убытков.

Таблица 6. Показатели ОСАГО Мотоциклы в разрезе федеральных округов по договорам, заключенным в 2022 году

Федеральный округ (ФО)

Доля полисов, %

Средняя премия, руб.

Отношение выплат к премиям, %

Отношение выплат

с учетом дополнительных

расходов к премиям, %

Частота страховых случаев, %

Дальневосточный ФО

7,5

788

156

160

2,2

Приволжский ФО

12,6

1 618

37

46

0,9

Северо-Западный ФО

10,5

1 892

34

42

0,9

Северо-Кавказский ФО

2,4

1 067

66

89

0,9

Сибирский ФО

12,6

1 196

75

86

1,5

Уральский ФО

8,4

1 625

41

47

0,9

Центральный ФО

38,4

1 935

40

47

1,1

Южный ФО

7,6

1 646

47

63

1,0

Общий итог

100

1 642

47

56

1,1

Перестраховочный пул в ОСАГО

С апреля 2022 года обеспечить доступность полисов ОСАГО помогает перестраховочный пул. В него передается 25,6% договоров ОСАГО Мотоциклы, что практически в 3,1 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси). В пул обычно передаются потенциально убыточные договоры (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска, то есть по верхней границе коридора), чтобы возникающие по ним убытки возмещались за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. Наибольшая доля договоров ОСАГО Мотоциклы, передаваемых в пул, характерна для федерального округа с наибольшим значением коэффициента выплат — Дальневосточного ФО. Частота страховых случаев по полисам ОСАГО Мотоциклы 2022 года, переданным в перестраховочный пул, на 14% выше чем по полисам ОСАГО Мотоциклы, которые в перестраховочный пул не передавались.

Таблица 7. Перестраховочный пул ОСАГО Мотоциклы по федеральным округам по договорам, заключенным в 2023 году

Федеральный округ (ФО)

Количество полисов, шт.

Доля полисов, переданных в пул, %

 
 

Дальневосточный ФО

9 367

50,7

Приволжский ФО

50 404

26,7

Северо-Западный ФО

42 742

18,8

Северо-Кавказский ФО

5 683

28,7

Сибирский ФО

36 390

29,6

Уральский ФО

32 674

25,8

Центральный ФО

148 218

21,2

Южный ФО

30 436

41,9

Общий итог

356 559

25,6

Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка.


Размер возмещения по ОСАГО мототранспорта составил 258 834 рубля

Размер возмещения по ОСАГО мототранспорта составил 258 834 рубля

Размер возмещения по ОСАГО мототранспорта составил 258 834 рубля


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=18631
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...