Судебные органы как государственные структуры в Древней Руси не существовали. В догосударственный период истории Руси и в первое время после образования государства суд вершили вожди или князья.
Судебный процесс в Древней Руси
Главным моментом в гласном судебном процессе было состязание сторон. Обе стороны суда, истец и ответчик, считались равноправными участниками и играли активную роль в процессе. Им надлежало предъявить свои доказательства вины или невиновности. Поддержку состязающимся сторонам оказывали родственники – «пособники», которые тоже являлись на суд. Бурные споры на суде часто приводили к столкновениям между участниками.
Суды часто затягивались, так как при отсутствии неопровержимых доказательств вины соперника, следовало искать новые доказательства. В поиске доказательств могли участвовать и пособники – такой поиск назывался «гонение следа». Например, в случае кражи поиск «следа» мог привести пособников к какому-либо населённому пункту, община которого должна была принять участие в поимке преступника, иначе она считалась бы коллективно ответственной за совершение преступления. Сообщения в летописях о том, что жители поселений «отбивались» от пособников указывает на проводимые побоища. В последующем судебном процессе особые люди, «послухи», давали показания о проводимом расследовании. В судебный процесс втягивались массы людей.
Попытка ограничения пособничества была предпринята законами Русской Правды (XI век): пособниками могли быть лишь «чужие» люди. Но система пособничества в целом тормозила ведение судопроизводства; например, в Новгороде, где обе стороны являлись в суд со своими ватагами приятелей, нередко приходилось прекращать заседания суда из-за потасовок. В Русской Правде отражена еще одна сторона судебного процесса по кражам, называемого «свод». Смысл «свода» был в том, что нужно было найти виновного человека, расследуя переход краденой вещи из рук в руки в случае её покупки или дарения. «Свод» начинался с «заклича» – публичного объявления пострадавшего о пропаже и его обращения с просьбой помочь найти украденную вещь. Обнаруженный в результате «свода» преступник представал перед судом; если же виновного не находили, судебный процесс заканчивался.
Судебные поединки и «Суд божий»
Присяга или «рота», которую произносили в суде истец и ответчик, обязывала обе стороны говорить только правду. Клятва была основана на вере в божественную силу, которая неминуемо покарает солгавшего и окажет поддержку невиновному человеку. Для установления виновности существовал обычай судебного поединка или «поля». Поле предоставляло право спорщикам доказать свою правоту с помощью оружия: правым считался победитель. В Пскове обеим сторонам позволялось выставить вместо себя наёмных бойцов.
Ордалии, перешедшие в древнерусский суд из родового обычая, или испытания как средство получения судебных доказательств, предусматривали несколько видов проверок невиновности: испытание огнём, железом и водой. Выбор испытания зависел от вида преступления: к более суровому преступлению применялось более сильное воздействие – испытуемый должен был взять в руки раскалённое железо или опустить руки в кипяток. По степени ожога определялась вина. При испытании водой, очевидно, виновным считался утонувший.
Русская Правда утвердила систему доказательств: таковыми считались свидетельские показания и вещественные доказательства («знамения»). Показания могли давать «видоки», присутствующие на месте преступления, и «послухи», слышавшие или собравшие факты преступления. Если свидетелей не было, то обвинение считалось ложным – поклёпом.
Церковный Устав Ярослава (XI век) разделил юрисдикцию на церковную и светскую. Все дела, связанные с грехом в христианском понимании этого слова, ведала церковь. Светский суд рассматривал дела, связанные с покушениями на государственные устои, на собственность и на жизнь.
Княжеский суд
Первоначально роль судьи в судебном процессе была пассивной в отличие от активной роли сторон, но по мере укрепления древнерусского государства росла роль князей как вершителей суда. У народа «княжий суд» считался более справедливым, чем суд «княжих людей» – наместников, волостелей и тиунов, которые рассматривали судебные дела на местах. Относительная справедливость княжеского суда объяснялась тем, что князь, в отличие от общины или местного суда, не был связан с ранее существовавшим обычным правом. К ведению дел князья подходили на основе закона, творчески, стараясь судить «по справедливости». Под юрисдикцией княжеского суда находилось всё население княжества. В проведении суда участвовали бояре или представители княжеской администрации. Судебные разбирательства, где одной из сторон был представители знати, рассматривались только самим князем.
Наиболее важные дела князь рассматривал в своей резиденции. Княжеский двор был местом суда; вести кого-либо на «княжий двор» означало «вести на суд». Князь мог рассматривать судебные дела и при объезде своих территорий. К князю могли обратиться и участники сложных семейных споров о наследстве или имуществе.
Церковный суд Древней Руси
Под юрисдикцией церковного суда находилось население, проживавшее на церковных и монастырских землях, и духовенство. В ведомство суда входили дела греховные с точки зрения церкви (например, употребление воспрещённой пищи во время поста), дела о противоестественных грехах и дела о нарушении законов церковными людьми. Церковь ведала также семейными делами христиан, так как одной из главных задач православной церкви является сохранение и укрепление моногамной семьи: в церковном суде рассматривались дела о супружеских союзах, о взаимоотношениях между родителями и детьми, о наследстве и о покушениях на женскую честь. Функции судей выполняли высшие духовные чины.
Церковный суд не исключал участие в судебном процессе князей или их представителей, так же как на княжеском суде могли присутствовать духовные лица.
Древнерусский суд постепенно совершенствовал правовую основу своей деятельности и переходил к соблюдению законности.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события: